Почему 3D аниматоры без портфолио?

By | 13.11.2017

Это небольшой обзор на общую проблему с портфолио. Возможно, в смежных областях происходит что-то подобное. Вот самые распространенные, на мой взгляд, причины почему у аниматора может не оказаться портфолио.

  1. Работаю N лет над новой игрой X на которую, еще нет даже анонсов. Сделал уже больше сотни разных анимаций, но показать нечего — «NDA». Вы ведь подписываете соглашение «о неразглашении» когда устраиваетесь на работу, верно?
  2. В игровой среде, одна видимая игроку анимация, как правило, состоит из нескольких. Ноги играются из одной, руки из другой, голова от третьей, оружие вообще берется из четвертой. И так с любым персонажем. Весь этот конструктор собирается движком. Из этого следует, что показать вам, как аниматору, решительно нечего. Разве что стрим с экрана, но после такой «сборки», ваша анимация, на которую вы потратили не один месяц труда, вовсе не обязательно будет играться такой какой вы ее задумали. Потому что движок, на стадии «сборки» внесет свои коррективы. Ну не показывать же отдельно анимацию ног, рук и головы? Да можно собрать в «trax editor», возразите вы. Но и здесь есть проблема. Вы делали анимацию «под движок» с учетом его корректив во время «сборки», то есть в движке (иногда) анимация может выглядеть даже лучше чем в исходнике в «майке» или «максе». Опять же «светить» движок и игровой процесс не всегда разрешено.
  3. Есть талантливые люди, располагающие временем после работы, готовые потратить его на… создание портфолио. То есть на работу. Однако, есть одно «но», сейчас поясню. На работе вы годами работаете с определенными ригами персонажей. Вы к ним привыкли, знате их специфику, считаете их удобными. Я не говорю про встроенные «biped» или «humanIK», я говорю  о внутренних персонажных ригах, которые создавались внутри игровой конторы своими силами и, с которыми, уже налажено производство персонажей. Так вот, работа со знакомым ригом обычно проста и комфортна. Вы знаете все нюансы как и что работает. Этот риг не лагает, не глючит, а если вдруг это случится, то рядом всегда есть команда скриптеров, программеров и других ассов, готовых придти к вам на помощь. А что дома? Дома у вас нет этого привычного рига, нет команды профессионалов с помощью. Все что вы можете — скачать бесплатный или платный риг, долго его изучать, попытаться привыкнуть к мышлению автора, который еще не вкурсе, что можно сделать все более удобно и менее громоздко. И вот в течении недели вы пытаетесь сделать то, что на работе у вас занимает один час, с привычным ригом. Надо быть очень мотивированным чтобы продолжать эту войну за портфолио. В итоге, все что вы сделаете дома не идет ни в какое сравнение с тем, что вы сделали бы на работе. Стоит ли это показывать?
  4. Верно, со временем, NDA частично снимается. Что-то можно будет показывать. Но сколько лет делается проект? Два, три, пять, десять? За это время, у вас как аниматора, произошел рост. Вы же работаете над собой, совершенствуетесь, разве нет? И что вы думаете о своих работах пятилетней давности? А десятилетней ? Лично я смотрю на них как минимум с улыбкой или думаю про себя: «руки бы оторвал». Не на все работы конечно, но многие из них мне режут глаз таймингом, кривизной и чем-то подобным. Стоит ли это показывать?
  5. Клиент всегда прав. Бывает что заказчик очень деятельный и любит принимать участие в создании своего детища (продукта) на всех стадиях производства, включая анимацию. Часто такой заказчик очень критично (с высоты своего аниматорского опыта) смотрит на вашу анимацию, требует поменять в ней все начиная с тайминга и заканчивая смыслом, несмотря ни на что (сценарий, раскадровку, физику, моторику). Часто это приводит к плачевным результатам, но ему, заказчику, итог нравится! Что поделаешь, клиент всегда прав. В итоге продукт выходит, а вам не очень хочется кому-то показывать «свои анимации».  Конечно, бывает и обратное, когда он на 100% прав, и вы ему еще спасибо скажете за помощь. (смотри пункт 7)
  6. Есть еще одна схожая проблема, когда заказчик нанимает специального человека, (freelance manager) который ведет анимационную часть проекта. Такой человек  не обязательно обладает достаточными познаниями в части анимации. Иногда, от нехватки кадров штатную единицу «фриланс менеджера» затыкают кем придется: человеком с другого отдела, который сейчас свободен от работы или, в худшем случае, просто хорошим знакомым с улицы, которого надо «пристроить».
  7. Помощь лид-аниматора. Вы — junior animator на проекте, делаете анимации, которые не дотягивают до нужного качества, но в вас есть потенциал, вы развиваетесь. Это видно, это все понимают. У вас есть руководитель отдела —  лид-аниматор. Он хороший специалист и болеет за качество. Поэтому вместе с вами каждый раз отсматривает вашу работу. Подсказывает как и как где ее улучшить. После многочисленных правок, анимация начинает выглядеть очень прилично и профессионально. Возможно, кто-то со мной не согласится, но лично мне кажется, что это не ваша анимация, а анимация лид-аниматора сделанная вашими руками. Стоит ли показывать на нее как на свою? Думаю, это было бы не совсем честно. Все-таки у вас еще не  достаточно опыта. Да вы смогли ее сделать, но под чутким руководством более опытного аниматора.
  8. Черновые анимации. Ваша работа начинается с черновых анимаций, это хорошо и правильно. Интеграторы вставляют их в игру по мере поступления, все смотрят, понимают что это «плэйсхолдер». Далее уделяется внимание багам игры, фичам, про анимации руководство какбы забывает. На многочисленные ваши вопросы приходят однообразные ответы вроде: «ждем комментариев от заказчика». Чуть позже: «есть мнение, вроде и так сойдет». Здесь два варианта: или все равно или бюджет закончился. Игра выходит в продажу «как есть». А вам не очень хочется это кому-то показывать.

Тогда что вы можете показать? Как максимум? Можете показать список игр в которых принимали участие и примерно рассказать, что-то яркое и запоминающееся из того, что лично вы в них делали. Но опять-таки, над игрой работала целая команда. И будет очень мало вещей, которые делали лично вы, и только вы. И будет еще меньше из них тех, которые, вам до сих пор нравятся. Вы же растете как аниматор, не так ли?

Что остается? Профессиональный аниматор из игровой индустрии должен не иметь портфолио совсем, либо иметь его очень не актуальное. В случает поиска работы, попросите выдать вам тестовое задание и сделайте его, заодно проверьте свои навыки =)

 

Евгений Мельников.
Специально для сайта keyframe.ru
13.11.2017.