FAQ для начинающих 3d-аниматоров.

By | 20.11.2017

Профессионально я работаю в 3d с 2000 года, 3d-аниматором с 2005-го. Время от времени мне задают стандартные и повторяющиеся вопросы по теме профессии, поэтому я решил написать этот faq. Я постарался ответить на самые распространенные вопросы новичков.

Прошу учитывать, что ответы основаны на личном опыте и наблюдениях.

 

С чего начать карьеру 3d-аниматора?

Для начала знайте, что изучение специальности 3d-аниматора занимает от нескольких лет до бесконечности, читай — всей жизни.

Во-первых, чтобы хоть как-то начать карьеру вам понадобятся минимальные знания английского. Кроме этого, технический английский, будет повседневно применяться в вашей работе. Потому что все анимационные приложения, термины, большинство курсов и уроков, многие аниматорские комьюнити в Интернете, все на английском. Вращаясь только в «рунете» вы серьезно ограничиваете свое профессиональное развитие.

Во-вторых, начинать изучение лучше с чего-то простого. Например, можно поискать стримы от аниматров. Сейчас многие стримят свою работу, в том числе и на русском. Однако учтите, что стримят как правило специфические вещи (для продвинутых), поэтому, это не всегда удачно для первого знакомства. Конечно, если повезет можно найти приличный стрим для общего ознакомления со специальностью.

Рекомендую посмотреть профессиональный курс по анимации. Вы наглядно увидите в чем заключается работа. Увидите сложность, рутину, какие-то забавные моменты. Не пытайтесь сразу повторять или запоминать, для начала просто посмотрите на процесс работы аниматора. Вот несколько сайтов продающих подобные курсы (на английском, я предупреждал) за символическую плату:

https://www.pluralsight.com/

https://www.digitaltutors.com/

Сайтов с видео уроками (курсами) очень много, это самые известные.

В-третьих, после того как вы точно определились, что готовы изучать специальность 3D-аниматора, рекомендую записаться на курсы, например:  screamschool.ru , realtime.ru , cgtarian.ru . Какую форму обучения выбрать очную или заочную (онлайн курсы) конечно решать вам, здесь все зависит от вашего кошелька. В любом случае, какую бы форму обучения вы не выбрали, с профессиональным преподавателем вы научитесь большему и быстрее чем самостоятельно, собирая обрывочные сведения из Интернета.

Однако, не обольщайтесь. После курсов вы еще не стали аниматором, и сразу по окончании, на работу вас возьмут только при наличии очень выдающихся успехов.

После курсов, вы должны совершенствовать полученные навыки и знания. То есть придумывать сюжеты  и мизансценки для ваших персонажей, делать с ними какие-то небольшие анимации. Наиболее удачные вставлять в портфолио. Если по вашим работам в вас будет виден потенциал рано или поздно вас пригласят на работу. Это логичный способ начать карьеру.

Где учиться на 3d-аниматора

ANIMATIONCOLLABORATIVE.COM 
The Animation Collaborative  – классы по анимации в Эмеривилле, штат Калифорния, на которых преподают художники из PIXAR

SCREAMSCHOOL.RU
Scream school, Курсы «Визуальные эффекты» и «Анимация»

ANIMATIONMENTOR.COM
онлайн-школа анимации

ANIMATIONCLUB.RU/
онлайн школа 3D-анимации при Animationclub.ru, отличное комьюнити для аниматоров.

КУРСЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ АНИМАЦИИ
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Центр «Специалист»

REALTIME.RU
RealTime School, Курс Autodesk 3ds Max

SUPINFOCOM.RUBIKA-EDU.COM 
Supinfocom: Ecole d’animation 2D/3D – Французский университет компьютерной графики

VGIK.INFO/TEACHING/ANIMATION
ВГИК, специальность «художник анимации и компьютерной графики»

CGTARIAN.RU
онлайн-школа CGtarian

VFS.EDU
Vancouver Film School

WIZARTSCHOOL.COM
Курсы по анимации и не только. Возможно трудоустройство в студию «WIZART animation»

Портфолио.

Чтобы показать свои успехи, надо сделать demo-reel, в котором вы покажете как вы умеете анимировать. Вот стандартный набор для demo-reel:
1. Цикл походки или бега.
2. Боевка. Бокс, кунг-фу, махи мечом, спарринг.
3. Перенос тяжестей. Например, персонаж поднимает тяжелый предмет относит его в сторону и кладет на землю.

Помните, demo-reel это не свалка всех ваших наработок, это — лучшее что вы умеете на данный момент. Пусть там будет 2 — 3 работы, но такие, которые показывают ваши лучшие качества как аниматора.

Классы аниматоров.

Аниматоры могут делиться на классы. Особенно это касается больших компаний. Иногда, обязанности всех классов может выполнять один аниматор.

Аниматор техники и объектов.
Аниматор персонажей.
Аниматор мимики.
Аниматор одежды и волос.
Аниматор окружения.
Технический аниматор — это мега-аниматор, без которого невозможно обойтись. Как правило, это человек-мозг отвечающий за экспорт анимации в игровую среду, ее дальнейшую настройку в ней и работоспособность.  В разных компаниях должностные обязанности тех. аниматора могут варьироваться. Так же у него всегда есть ответы на вопросы просто аниматоров. Sad, but true.

Какой компьютер мне понадобится для работы?

Рабочая лошадка может выглядеть так:

процессор: Intel Core i5-2500 3,6GHz
мать: Gigabyte Model  Z68XP-UD3
оперативная память: минимум 16 Gb с частотой 1333 MHz, (лучше 32 Gb)
видео карта: NVIDIA GeForce GTX 960, 2Gb RAM (только NVidia, никаких Radeon-ов, это важно)
монитор: обязательно с разрешением 1920 х 1080 или больше, а лучше два монитора.
жесткий диск: лучше иметь два. Первый — SSD 250 Gb под систему. Второй — обычный HDD 2Tb со скоростью вращения шпинделя 5400, в этом случае Windows будет меньше тормозить.
Windows 7 pro или Windows 10 pro.

Это очень бюджетный вариант. Но, вы понимаете,  чем мощнее компьютер тем лучше. В среднем стоимость «богатого» системного блока, не считая монитора, около 1700$. И обязательно держите в голове пословицу: «скупой платит дважды», когда решите чуть-чуть сэкономить на какой-нибудь железке. Вылиться это может в какие-нибудь зависания, внезапные перезагрузки компьютера посреди работы и подобные сложно диагностируемые сюрпризы. Особенно это касается оперативной памяти. Ее надо покупать самую качественную, например «Kingston». Какая оперативная память совместима с вашей материнской платой, вы найдете в документах к материнской плате, их можно скачать и на сайте производителя «матери».

Не забывайте, что аниматору по роду деятельности положено играть в игры. Поэтому рабочий компьютер — он же игровой, соотв-но должен тянуть большинство современных игр.

Что выбрать для изучения 3dsmax или Maya?

По сути нет ни какой разницы в каком приложении работать в «максе» или в «майе». Инструментарий практически один и тот же. Разница только в удобстве, но и она минимальна. Просто имейте в виду, что аниматору работать в Maya будет комфортнее чем в 3dsmax. Моделеру наоборот, больше понравится 3dsmax. Желательно уметь работать и там и там. Проекты могут идти сразу в двух приложениях, да и при собеседовании это будет плюсом.

Есть ли иностранные видеокурсы с переводом на русский язык?

Есть конечно. Их можно найти во «вконтакте», на «ютубе» и т.д. Смотрел несколько таких и пришел к выводу, что если курс переводит человек без знания матчасти, то его можно не смотреть. Организаторы перевода нанимают профессионального переводчика, он переводит, конечно. Но совершенно не понимает  что происходит на экране, не знает терминов, не видит логики процесса. Перевод получается не осмысленный и только путает учащегося. Это как если слепой будет указывать дорогу. Однако, если учебный курс перевел на русский профессиональный аниматор — нет проблем, это будет отличный курс.

Посоветуйте комьюнити для аниматора.

Как правило для аниматоров есть подраздел на сайтах посвященным 3d. Вот самые крупные:
http://forums.cgsociety.org/
http://render.ru/
http://3dcenter.ru/
https://animationclub.ru/

и… google вам в помощь!

Куда выкладывать свои работы?

Вопрос очень общий  — в вашем распоряжении весь Интернет. Вот самые известные и крупные площадки для всех направлений творчества:
https://www.artstation.com/
https://ru.pinterest.com
Можно завести свой канал на youtube или vimeo и выкладывать туда, не забывая делать хэштэги под своими работами. И… google вам в помощь!

Какие смежные специальности стоит изучить аниматору?

Режиссуру и законы монтажа.  Абсолютно все аниматоры хотят сделать что-то свое. Но для создания мультфильма или небольшой сценки нужно знать как построить кадр, как правильно смонтировать переходы между кадрами. Без этих знаний не получится донести до зрителя то, что вы задумали. Я рекомендую всем новичкам поискать в Интернете статью «Десять заповедей монтажа». И еще прочитать книгу режиссера А. Митта «Кино между адом и раем». После этого вы будете иметь общее представление как  снимать и монтировать. Это как минимум.

Курсы актерского мастерства, разумеется, тоже не будут лишними.

Знания по анатомии тоже помогут в работе. Полезно знать где какая кость расположена и как она работает. 

Стоит ли пользоваться русскоязычными приложениями в 2D или в 3D?

Нет. Даже если в приложении есть возможность переключить меню на русский, никогда этого не делайте. Потому что очень часто аналогов для обозначения спец. терминов в русском языке не существует. В результате авторы подобных «локализаций» придумывают чудовищные переводы некоторым терминам и значениям. В дальнейшнем у вас будет путаница в голове.

 Я стесняюсь показывать свои работы из-за возможных ошибок в них.

Если не показывать свои работы, вы лишаете себя фидбэка от зрителей, и понимания своих ошибок. В конечном счете замедляете свой рост как специалиста. Работая продолжительное время над одной анимацией, вы привыкаете к ней и перестаете видеть ее очевидные недостатки (глаз замыливается). В то время как у зрителей глаз не «замылен» и они увидят сейчас то, что вы увидите только завтра. Они здорово сэкономят вам время толковым фидбэком. Ошибаются все, даже самые многоопытные профессионалы. И это нормально.

Каким своим качеством чаще всего пользуется аниматор?

Усидчивостью.  И спокойствием, конечно. Когда что-то не получается, например «скрашилась» майка, а сцена не сохранилась,  аниматор без конца повторяет: «я спокоен, я очень спокоен…»

 Сколько я буду зарабатывать?

Столько сколько сможете. Это зависит от вашей ценности как специалиста и от внутренних расценок студии, в которую вы трудоустроитесь. Так же стоит учесть, что бывают студии работающие по принципу стартапа, здесь будут и поощрения и адекватная зарплата. А бывают по принципу галер, в этом случае вы заработаете только опыт и плохое здоровье. Есть конечно фриланс… Но некоторые студии, если вы их сотрудник, запрещают им заниматся, и этот пункт отдельно прописывается в трудовом договоре. Помните, что деньги — это не мотивация к работе. На эту тему уже было сломано много копий.

В помощь аниматору.

Очень помогают в работе скрипты. Распространяются  в большинстве своем бесплатно. Самые известные ресурсы со скрпиптами:
http://www.scriptspot.com
https://www.highend3d.com/

Авторские коллекции:
http://aaachooo.com/maxscripts/ — большая коллекция от автора.
http://www.breidt.net/scripts/ — большая коллекция от автора.
http://paulneale.com/scripts.htm — большая коллекция от автора.

Моя рабочая подборка скриптов:
SMFacialMorphControls2.1  (http://aaachooo.com/maxscripts/)
MB Collapse v0.3 (http://www.breidt.net/scripts/index.html#mbCollapse)
Rapid Rig: Advanced (https://www.highend3d.com/maya/script/rapid-rig-advanced-auto-rig-for-maya)
Key Transfer (http://www.scriptspot.com/3ds-max/scripts/key-transfer)
Auto Material (http://paulneale.com/scripts.htm)
PEN_Tools (http://paulneale.com/scripts.htm)
Skin Tools (http://paulneale.com/scripts.htm)
PEN Attribute Holder (http://paulneale.com/scripts.htm)
AnimSchoolPicker (https://www.animschool.com/pickerInfo.aspx)
KeyReductionTool (https://www.highend3d.com/maya/script/key-redution-tool-for-maya-91794)

Как понять, что анимация — это мое?

Очень просто: если вы испытываете чувство удовлетворения от проделанной работы — да, это ваше.

 

 

 

 

Евгений Мельников
Специально для сайта keyframe.ru
20.11.2017

 

P.S.
Если вы нашли ошибку в тексте, или хотите дополнить статью, пожалуйста напишите мне об этом.