Про «mocap» 2

By | 19.02.2019

Здесь я опишу как минимизировать риски при съемке «мокапа». Основные проблемы с которыми может столкнуться каждый кто решит снимать «мокап» я описал в предыдущей заметке.

На любом проекте есть должностное лицо отвечающее за анимационную часть проекта. Название должности разнится в зависимости от индустрии в которой развернуто производство анимации. Условно назовем это лицо «режиссером».
Режиссер, как правило занят и не принимает участие непосредственно в съемке «мокапа», поэтому по итогам всех ваших стараний вы рискуете услышать что-то вроде: «хм, а я себе это не так представлял». И далее будет много дискуссий о том, какой вашу анимацию представлял себе режиссер. Потому что все это вы с ним обсуждали на словах, и вроде как даже друг друга поняли, но это только так кажется.
Итак, из этого следует правило номер раз: на стадии планирования «мокапа», нужно делать прототипы будущих анимаций (об этом чуть позже), и утверждать их у режиссера. Нет утверждения — нет анимаций.

Правило номер два: прототипирование анимаций. Прототипирование — это очень условная, черновая анимация, которую делают для демонстрации идеи анимации. «В чем ваша идея?» — спросит босс, а вы ему этот прототип показываете. И ему все понятно, есть что обсудить и вы уже знаете, что работаете не на корзину, а движетесь правильным курсом.
Прототипов в основном два вида: сделанные на коленках в 3d с участием каких-то болванок, и референсы отснятые на видео. В первом случае, вы открываете макс/маю и очень упрощенно делаете черновик будущей анимации, из которого режиссеру будет максимально понятна ваша идея, включая приблизительный тайминг, позы, ключевые действия. Этот способ более затратный, чем если вы снимете себя или коллегу для референсного видео, что бы показать как именно будет двигаться ваш персонаж. Но первый способ более универсальный. Вы же понимаете, часто бывают такие движения, которые вы не сможете воспроизвести перед камерой, какие-то очень быстрые выпады, или высокие 2-3 метра прыжки, или сальто, в этом случае конечно придется использовать 3д для прототипирования.
Эти два правила я считаю основными. Далее будет несколько советов.


1) Репетиция. Перед «мокапом», не важно снимаетесь вы своими силами или нанимаете актеров, обязательно составьте сценарий каждой анимации («тэйка»), распечатайте и дайте актеру. Поставьте камеру на штатив и сделайте проходку всех анимаций. Представьте что это съемка «мокапа». Потом вместе посмотрите запись это поможет найти слабые места.

2) референсные видео. В зале поставьте референсный экран, на котором будет шпаргалка для актера, он будет видеть что от него хотят перед каждым новым тейком.

3) Кастинг. Особенно если вы снимаете «мокап» своими силами. Да, в этом случае тоже бывает кастинг. Дело в том, что у каждого человека есть те или иные актерские способности, о которых он даже не подозревает. Вася умеет изображать пьяного, Слава — здорово перекатывается, Анжела — очень выразительно жестикулирует во время диалога и танцует, а у Вити хорошая вертуха с ноги в бубен, и так далее. Думаю мысль ясна, да? Поэтому, перед съемками будет не лишним, на стадии прототипирования выяснить кто из коллег, потенциально, мог бы пригодиться на съемках. Нет, не надо говорить им, что вы ищете людей для съемок «мокапа», это скорее отпугнет и человек будет больше стесняться. А так, в полушутейной форме посниматься для прототипа никто не откажется. Помните — каждый немного актер.

4) Мельтешение. Во время съемок очень частая проблема слишком много мусорных движений. «Мокап» — актером воспринимается как работа, что нужно работать в кадре, и все время двигаться, так сказать на все деньги. И на выходе мы получаем персонажа-неврастеника, который все время делает какие-то мелкие ненужные движения. Это происходит от того, что на актера требовательно смотрит вся съемочная бригада и ждет от него чудо-анимаций. Его просят как-то естественно подвигаться, постоять, поозираться и он начинает это делать, причем все сразу. Это частая ошибка новичков. Она легко лечится репетированием перед камерой, что бы актер видел свои ошибки, а так же опытным ассистентом, который подсказывает актеру на площадке. Например, если снимается анимация айдла и актера просят постоять, поозираться и как-то минимально подвигаться, то делать это следует через паузы: поозирался — замер в естественной позе, досчитал до пяти подвигался и занял другую позу. Снова досчитал до пяти и сменил позу, замер, досчитал до пяти и снова поозирался и так далее. Аниматоры вам потом спасибо скажут. Потому что вырезать например «оглядывание» из каши каких-то мусорных движений — то еще удовольствие.

5) Ассистент. На съемки обычно едут 3-5-10 человек: аниматоры, актеры иногда режиссер, да много кто. Так вот, во время съемок актер как бы сказать… абстрагируется, немного перестает понимать реальность. В общем, оденете мокап-костюм, поймете о чем я. Не надо хором наперебой орать и давать ему советы. Должен быть ТОЛЬКО один человек, ассистент, которого он будет слушать. Только один. Поверьте, следовать советам двух и более человек, актер не сможет. Он и так дезориентирован от внутреннего напряжения, и понимать что говорят одновременно несколько коллег будет уже выше его сил. В итоге, на выходе вы получите очень посредственный «мокап» неуверенного в себе человека с раздвоением личности. А аниматору потом все это «чистить».

6) Вес и объемы. Если вы снимаете «мокап» для тяжелого персонажа, то следует нагрузить актера, утяжелить его рюкзаком с книгами, какими-то обвесами с песком на руки ноги. Потому что обычный человек не сможет сыграть двухсот килограммового орка. Если в руках меч, не надо на съемках выдвать актеру палку от швабры, нужен именно меч. Вес и объемы предметов добавит правдоподобия вашему «мокапу».

7) Декорации. Если у вас есть возможность стройте декорации. Когда актера просят стоять у воображаемой стены, или идти по воображаемому коридору, заходить в воображаемую дверь… это совсем не то, что в реальности. Вроде все похоже но не то, моторика другая и по итогам, аниматору придется очень много доделывать, что бы анимации были вменяемыми. Объем локации (помещения) в котором предстоит действовать вашему персонажу должен быть осязаемым для актера.

Это несколько простых вещей, которые уменьшат риски снять некачественный «мокап». Надеюсь, эта небольшая заметка будет вам полезна и сделает ваш «мокап» лучше.

Автор: Евгений Мельников. 2019 год.